стрессуNET 

упражнение 3

Упражнение 3 «сцена из прошлого».

 События,  которые в итоге оцениваются нами как неудачные,  переходят в разряд негативного опыта. Так уж устроена наша психика,  что отношение к таким событиям в будущем складывается как раз из прошлого опыта. А раз этот опыт негативный,  значит,  мы будем максимально себя накручивать и ожидать катастрофы. Чем более неправильно оцениваются события,  тем больше шансов заполучить тревожное расстройство.

 Если события,  которые,  скажем так,  закончились не совсем в нашу пользу,  принимать как очередной опыт и руководство к дальнейшим действиям,  то негативного состояния можно избежать. По поводу работы с оценкой мы поговорим в дальнейших упражнениях.

 Что же делать,  если мы из каждого прошедшего события возводим стену для дальнейшей нормальной жизни? Что если своими отрицательными оценками мы заполучили тревогу? Конечно же,  необходимо поработать с прошлым опытом.

 Данное упражнение чем-то напоминает упражнение «сценка»,  но и принципиально отличается от него. Если в прошлом упражнении мы прорабатывали будущие ситуации,  то в данном упражнении мы должны немного по-другому посмотреть на ситуации,  которые оценены нами в прошлом.

 Для начала необходимо вспомнить те события,  которые требовали от нас каких-то действий и где (по нашим же убеждениям) мы потерпели неудачу. Например,  ситуации связанные с работой, учебой (увольнение,  сокращение,  провал в поручении,  ошибка в работе,  выговор начальства,  не сдача экзамена,  плохое выступление и так далее),  ситуации,  связанные с семьей,  второй половиной (развод,  измена,  отказ в отношениях,  провал в интимной сфере,  спор и так далее), ситуации в общественной жизни (автомобильная авария,  драка с последующим поражением, какой-либо позор,  потеря друга и так далее). Ситуаций может быть много. Поэтому я не зря поделил на три группы: учеба – работа,  семья – серьезные отношения,  общественная жизнь.

 Вы должны взять бумагу и расчертить на ней три графы с соответствующими выше названиями. В каждую графу Вы кратко пишете название ситуации и так же кратко ее описываете. Например: графа «семья - учеба» - «когда вышел к доске рассказывать стихотворение,  вдруг от волнения позабыл все на свете и тем самым получил двойку,  хотя с утра повторял и помнил стих отлично. Почему так произошло,  не знаю,  до этого все было отлично. После такого события я стал бояться выходить к доске и с хорошиста постепенно скатился на двоечника. Теперь в работе так же боюсь выступать при всех».

 Описанная выше ситуация очень распространенная. Вроде бы ничего особенного,  ну разволновался,  забыл,  получил двойку. Стоит ли из этого делать катастрофу? Желательно себе уяснить: «в следующий раз расскажу на пять» тем самым подняв себе планку,  но большинство отправляют данную ситуацию в разряд психотравмирующей и берут ее за основу в будущем.

Неудачное стечение обстоятельства надо рассматривать как урок,  как начало еще лучшей жизни, как виток к саморазвитию,  а не как регресс и конец всему.

 Если мы разволновались и все позабыли,  это не повод избегать публичных выступлений. Если нас уволили,  сократили,  то это не повод считать себя плохим сотрудником и искать работу хуже той,  на которой трудились. Необходимо правильно реагировать на ту или иную ситуацию,  без оценок и анализа,  что собственно мы и будем учиться делать в следующих упражнениях. 

 После того как Вы заполнили графы (необязательно все),  необходимо приступать к проигрыванию ситуации. Выбираете для начала только одну. Пока Вы ее не проработаете и не почувствуете,  что она Вас отпустила,  приступать к остальным нет смысла.

 Здесь все аналогично предыдущему упражнению,  только ситуация взята из прошлого. Чем эмоциональнее Вы ее проиграете,  тем эффективнее получиться ее трансформировать из психотравмирующей в обычную,  не имеющую особого смысла. Необходимо проработать каждую деталь события,  постараться вспомнить до мельчайших подробностей. Не надо ничего придумывать лишнего. Наша задача посмотреть на эту ситуацию по - новому. На примере вышеизложенной проблемной ситуации посмотрим,  как необходимо изобразить сцену: в комнате постарайтесь максимально приближенно воссоздать Ваш класс. Вспомните тот день,  когда это случилось. Какая была утром погода,  с каким настроением Вы встали. Какие еще уроки были,  о чем Вы беседовали со своими одноклассниками. В самых подробных деталях воссоздайте и проиграйте в виде сценки весь тот день. Если помните стихотворение,  попробуйте его еще раз заучить и рассказать,  так как вы его рассказали тогда,  искусственно создав ситуацию «забывания».

 Если в прошлом упражнении мы выстраивали сюжет,  как хотели бы его видеть,  в данном упражнении мы ничего не придумываем лишнего. Только воспроизводим те моменты,  которые случались в реальности.

 Многие спрашивают «а стоит ли все вспоминать,  не будет ли от этого слишком больно?». Конечно,  ситуации бывают разные,  есть проще,  а есть и эмоционально тяжелые. Если ситуации не проработать,  они так и будут «сидеть» внутри и мучить при каждом удобном случае. Поэтому мой ответ: «их нужно не просто вспоминать,  а постараться в точности изобразить,  пережить». Многие эффективные психотерапевтические сеансы направлены на проработку прошлого опыта.

За один сеанс вряд ли можно проработать ситуацию. Необходимо несколько повторов,  чтобы Вы смогли посмотреть на нее по-другому,  найти в ней бессмысленность и простоту.

 Если Вы чувствуете,  что Вас не «отпускает» данная ситуация и в жизни пока ничего не меняется, продолжайте ее проигрывать. Постепенно можете вводить какие-то новые детали,  реально случившиеся тогда. Но ничего не придумывайте нового. Рано или поздно Вашей психике надоест вся эта игра,  и она просто напросто «скажет Вам»: «все,  что там произошло настолько глупое стечение обстоятельств» или «эта ситуация послужила мне уроком,  я еще усиленнее мог начать заниматься и добиться еще больших успехов,  чем сейчас и займусь».

 Главное проявлять упорство и стремление с Вашей стороны,  «разобраться» с той ситуацией, которая послужила толчком к снижению качества жизни.

 Это упражнение в некотором роде ассоциируется с детективным расследованием. И Вы детектив, который разбирается в запутанном деле,  а именно воспроизводите всю травмирующую ситуацию в деталях и подробностях.

Вы можете пообщаться с нами или задать нам свои вопросы в приватной форме, либо в виде комментария.

Свяжитесь с нами

 Друзья, мы нуждаемся в Вашей поддержке, чтобы двигаться вперед! А именно, улучшить сервис сайта, провести еще больше исследований, разработать больше упражнений для улучшения психического и физического здоровья!

Любая Ваша помощь будет для нас бесценной и каждый из Вас сможет прожить вместе с нами этот интересный путь! 

Если Вы нашли на нашем сайте что - то ценное для себя, смогли воплотить в жизнь свои самые сокровенные мечты, улучшить свое психическое и физическое здоровье, смогли начать преображение и изменить себя или просто прониклись нашим настроем и нашими идеями, поддержите нас! Ведь Вселенная вознаграждает вдвойне тех, кто смог что - то отдать на благое дело! Спасибо!

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД              

© 2015-2019 все права защищены